13.3 СОЧИНЕНИЕ ОГЭ. 9 класс. Русский язык.
Растолковать значение слова можно несколькими способами:
- Описательный (перечисляем признаки предмета, явления, которые надо растолковать). Например: Нравственный выбор – это основанный на моральных ценностях выбор человека модели своего поведения.
- Синонимический (перечисляем синонимы к слову). Например: Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение при ответе на вопрос, как поступить в сложной ситуации.
- Отрицательное определение (объяснение значения слова через его антонимы). Например: Нравственный выбор – это отсутствие духовной пассивности в сложной жизненной ситуации.
- Оценочный (используем другое понятие). Например: Нравственный выбор – это добрый или злой поступок человека.
В СОЧИНЕНИИ 13.3 ДОЛЖНО БЫТЬ 4 АБЗАЦА
1 абзац – ОПРЕДЕЛЕНИЕ слова и КОММЕНТАРИЙ определения. ЧТО ТАКОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО? + ОТВЕТ НА ВОПРОС сочинения.
2 абзац – 1 пример – аргумент из ТЕКСТА – конкретный СЛУЧАЙ из текста С ПОЯСНЕНИЕМ.
Чтобы доказать вышесказанное, обратимся к тексту (Имя, отчество, фамилия автора, а именно кто-приложение, регалии), повествуется (о ком или о чём?)……. (что делает герой?)…….+ «цитата»( и почему он это делает? – это умозаключение).
3 абзац – 2 пример – аргумент из ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА – конкретный СЛУЧАЙ из жизни c ПОЯСНЕНИЕМ.
В художественной литературе много подобных примеров. (Имя, отчество, фамилия автора, жанр, название) рассказывает (о ком или о чём), который……что делает герой?…….+ «цитата» и почему он это делает? – это умозаключение.
4 абзац – заключение – ВЫВОД (Поскольку (тезис), значит…) Это все микровыводы вместе взятые, только переиначенные. Итак, я доказал, что….(перифраза тезиса).
1 абзац
Попробуем разобраться в смысле данного понятия.
– ОПРЕДЕЛЕНИЕ слова.
Сила духа – это способность мужественно и стойко преодолевать трудности в тяжёлые моменты жизни.
Обязательно написать КОММЕНТАРИЙ к определению, то есть, как это слово понимают в обществе, или как это слово понимаете вы.
КОММЕНТАРИЙ должен быть связан с ответом на вопрос, который формулируется в теме сочинения (Я думаю, на мой взгляд, в обществе принято считать).
Я думаю, ею могут обладать не только взрослые, но и дети.
2 абзац
1 ПРИМЕР – АРГУМЕНТ из текста.
ОБЯЗАТЕЛЬНО привести ½ аргумента из прочитанного текста.
Чтобы подтвердить вышесказанное, обратимся к тексту (Ф.И.О. автора текста).
Затем описываем своими словами ПРИМЕР из ТЕКСТА (кто герой, что он делает и почему он это делает + цитата) и записываем ПОЯСНЕНИЕ к ПРИМЕРУ.
Чтобы доказать вышесказанное, обратимся к тексту Людмилы Евгеньевны Овчинниковой, российской писательницы. В нём повествуется о девочках Вере и Нюре, которые во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде пытались выжить. Они были «глубоко потрясены» войной, но, несмотря на неимоверно трудные обстоятельства, дети не пали духом и продолжали жить, заниматься искусством, выступать перед бойцами, уходящими в бой.
3 абзац
2 ПРИМЕР – АРГУМЕНТ (или из текста, или из жизненного опыта).
Примеры – аргументы ИЗ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА
- Пример из читательского опыта.
- Высказывания известных писателей, учёных, мыслителей.
- Исторические, научные факты.
- Высказывания специалистов (например, психологов).
- Результаты личностных наблюдений.
(ПРИМЕР из ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА.) (ПОЯСНЕНИЕ.)
В художественной литературе отражены подобные примеры силы и духа людей. В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» рассказывается о молодых зенитчицах, которые защищали Родину от врага. Любовь к близким помогла затмить ужас и страх, дала силы для победы ценой собственной жизни.
4 абзац – ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(ВЫВОД ИЗ РАССУЖДЕНИЯ)
Размышления над приведёнными примерами помогли мне убедиться в том…
Таким образом, приведённые примеры доказывают, что…
Итак, в результате рассуждения мы пришли к выводу, что…
ЛУЧШЕ ВЫСТРОИТЬ ОБРАТНОЕ ТЕЗИСУ СУЖДЕНИЕ
(чтобы не повторять тезис)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – ВЫВОД: Таким образом, силой духа могут обладать не только опытные взрослые люди, но и юные сердца. Это проявилось в стойкости, мужестве героев. Благодаря им советский народ победил врага.